Jack MaДебют группы Alibaba на Нью-Йоркской фондовой бирже шесть торговых дней назад показал удивительный результат ожиданий, возможностей и отложенного спроса.

Пример Alibaba —  это реализация огромного желания доступа на китайский рынок и отсутствие прозрачности, которое делает инвестирования там весьма непредсказуемыми.

Китайский гигант электронной коммерции сейчас стоит на вершине рейтинга крупнейших мировых первичных публичных размещений. Это большое достижение для Alibaba, основатель и исполнительный председатель которого Джек Ма, преподаватель английского языка из Ханчжоу, организовал в 1995 году первую интернет-компанию в  Китае. Затем в 1999 году был создан интернет-портал для бизнеса Аlibaba, который в настоящее время обслуживает более 79 миллионов пользователей из более чем 240 стран и территорий. В сентябре 2014 года было объявлено о том, что Alibaba вкладывает поднимает $ 20 млрд в IPO. Ма сейчас занимает должность исполнительного председателя Alibaba Group, которая является холдинговой компанией с девятью основными дочерними компаниями — Alibaba.com, Taobao Marketplace, Tmall, eTao, Alibaba Cloud Computing, Juhuasuan, 1688.com, AliExpress.com и Alipay.

Конечно, беспрецедентный масштаб IPO обусловлен спросом на доступ ко второй по величине экономике в мире. Тем не менее тот факт, что IPO состоялось в США -и оказалось вне досягаемости для среднего китайского инвестора, учитывая, что ограничения нации на движение капитала и инвестиционных возможностей своих граждан — говорит о многом о том, как далеко Китай должен идти в либерализации своих рынков капитала и расширения доступа капитала для финансирования инноваций.

Как подчеркивает Ма в своих интервью, необходимо было увеличить значительную часть своего капитала перед IPO, продав доли в Yahoo! и SoftBank Японии. Кроме того, обеспечить такие инвестиции и подготовиться к IPO компании помогли более чем 100 презентаций по всему миру, продемонстрировавшие постоянный энтузиазм китайского рынка и инновационных методов компании.

Инвесторы с опасением относятся к китайским компаниям, торгующим на иностранных торговых биржах, поскольку послужной список этих компаний неоднозначен. Тем не менее, ряд факторов IPO Alibaba разительно отличается:

• Международное признание имя: Alibaba имеет четко установленный бренд и идентичность, его новаторской опыт работы в Китае признан иностранными компаниями, такими, как Google.

• Рост продаж и рентабельность: Описанный некоторыми как гибрид eBay и Amazon.com, Alibaba имеет послужной список и постоянно повышающийся уровень доходов. В отличие от Alibaba, многие известнейшие мировые интернет-компании, такие как Twitter, показали ограниченную способность к росту доходов в значительных масштабах.

• Первый в Китае: Самая успешная китайская интернет- компания на сегодняшний день, Alibaba занимает 80% китайского интернет-рынка розничной торговли. Такое лидирующее положение компании внутри страны, скорее всего, будет стимулировать рост интернет-торговли в других странах.

Одной из основных сфер беспокойства является прозрачность управления. Пока его недостатки не смогли сдерживать потенциальных акционеров. Институциональные инвесторы, хедж-фонды, торговые компании и другие выстроились в очередь за акциями компании. Ни предварительная оценка IPO, превышающая в 44 раза доходы компании, ни отсутствие прозрачности и запутанная модель управления, ничто не помешало успеху Alibaba Group. Риск того, что непрозрачная структура может скрывать пресловутых «40 воров» не отпугнул даже осторожных.

Так что же дальше? Хотя акции Alibaba могут подниматься и опускаться, по мере того, как воспринимаются инвесторами перспективы компании, Ма должен служить примером для китайских предпринимателей, как можно создать капитал и рабочие места даже в Китае с минимальным уровнем государственной поддержки.