правительство РФДействующий документ под названием «Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2018 г.» был утвержден в январе позапрошлого года. Главной угрозой для российской экономики тогда называлось замедление темпов роста до 2-3% в год по вине структурных факторов.

Сейчас, когда о таком «замедлении» можно только мечтать, программа выглядит вызывающе анахронично, и решение ее переписать напрашивалось.

В среду Минэкономразвития опубликовало проект обновленной программы на своем сайте. Некоторые тезисы, которые весной 2015 года выглядят еще менее актуально, чем зимой 2013 года, из ОНДП пропали — например, в документе больше нет упоминаний о создании международного финансового центра. Вступление к обновленным «основным направлениям» — это краткое перечисление вызовов (снижение глобального спроса на сырье, геополитическое обострение, снижение численности трудоспособного населения) и проблем (накопленные структурные дисбалансы, высокая доля государства в экономике и его низкая эффективность, неэффективные социальные расходы, отставание в технологиях).

Далее речь идет о целевых показателях, добиться которых помогут факторы роста, ранее почему-то «не задействованные в полной мере». Структурные  преобразования, по расчетам Минэкономразвития, позволят к 2020 году обеспечить устойчивый рост экономики страны и резко улучшить некоторые ключевые макроэкономические индикаторы. Доля общего объема инвестиций в ВВП должна вырасти до 22-24% (в 2015 г. ожидается 17,8%), доля расходов консолидированного бюджета — снизиться до 35% ВВП за счет приведения обязательств федерального бюджета в соответствие с экономической ситуацией. Долю несырьевых статей в общем объеме экспорта планируется довести до 45% с 30,2% в 2014 г., а инвестиционного импорта в объеме импорта — до 32-35% с 25,2% в 2014 г. Долю импорта в товарных ресурсах розничной торговли министерство рассчитывает сократить до 38% (2014 г. — 44%).

ДАЛЬШЕ НЕРАЗБОРЧИВО, ЛИШЬ СЛЫШНО — «ГОРОД-САД»
Чтобы повысить качество госуправления, запустив тем самым новую модель экономического развития страны, министерство предложило рецепт простой и понятный, как десять заповедей. Настолько простой и понятный, что видеть его в стратегической программе правительства даже несколько странно. По крайней мере, два с лишним года назад про то, что суды и правоохранители должны быть честными, в программе не говорилось — то ли это просто подразумевалось, то ли были еще какие-то соображения.

В новой программе сказано, что необходимо «прекратить незаконную практику использования органов правопорядка в целях конкурентной борьбы, внеправового перераспределения собственности, административного давления на бизнес». «Правоохранительная система должна стать одним из ключевых гарантов защиты прав собственности и обеспечения одинаковых «правил игры» для бизнеса», — полагает министерство. Также  Минэкономразвития предложило включить в программу правительства пункт о независимой судебной системе. «Требует совершенствования система судопроизводства, прежде всего в части повышения прозрачности судебной системы, усиления независимости судей при одновременном повышении их ответственности за неправосудность выносимых решений, минимизации воздействия на них представителей иных органов государственной власти, расширения возможности осуществления общественного контроля за деятельностью судов», — говорится в проекте.

Как с задачами, которые вроде бы должны были решаться государством «по умолчанию» последние 25 лет, удастся справиться в ближайшие четыре года, «основные направления» не объясняют. Да и странно было бы ждать этого от министерства, отвечающего за экономику. Совсем другой спрос с  Минэкономразвития — за приватизацию, которая в последние годы откровенно буксует, причем отнюдь не только из-за западных санкций. Впрочем, желание министерства что-то приватизировать и решить тем самым одну из главных проблем в экономике далеко не всегда находит понимание у руководителей госкомпаний, чьи ресурсы чаще всего перевешивают. В новой программе Минэкономразвития предлагает прописать цель приватизировать компании, «занимающие лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики». Впрочем, на другой странице речь идет уже о приватизации к 2018 году «большинства нестратегических активов, находящихся в собственности РФ». А доказать стратегический характер чего бы ни было — сложность этой задачи обратно пропорциональна величине лоббистского потенциала. Ответа на вопрос: как будет переломлена тенденция к затуханию  приватизационных процессов, в документе опять-таки нет.

ТАРГЕТИРОВАНИЕ ТАРИФОВ
Конкретики в ОНДП в принципе не много — документ носит программный характер, это, как принято говорить в корпоративном мире, скорее «миссия», чем бизнес-план. Однако некоторые пункты, несмотря на общие формулировки, все же представляют интерес и для текущего момента. Например, раздел о тарифах, о которых в действующих «основных направлениях» практически ничего не сказано. Логика, заложенная в новую версию ОНДП, порадует Центробанк, ответственный за инфляционное таргетирование. Фактически Минэкономразвития констатирует, что цель ЦБ по инфляции в среднесрочной перспективе важнее, чем наращивание инвестпрограмм естественных монополий. «Рост регулируемых тарифов в перспективный период будет  ориентирован на целевые показатели Банка России по инфляции (целевой показатель — 4% за 2017 г.)», — говорится в документе.

В августе прошлого года, в разгар дискуссии об «усилении координации» между правительством и ЦБ при выработке денежно-кредитной политики, Банк России заявлял, что готов повышать эффективность взаимодействия с профильными министерствами, но хотел бы участвовать в выработке решений по налогам и тарифам. Налоговая и тарифная политика властей является одним из основных драйверов роста цен, а ее постоянная корректировка приводит к усилению инфляционных ожиданий населения и компаний, сетовала первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, курировавшая тогда ДКП.

«Инфляционный приоритет» в тарифной политике будет реализован «за счет сокращения операционных расходов и корректировки инвестиционных планов» госкомпаний, пишет Минэкономразвития. Это, в свою очередь, «позволит повысить отдачу на вложенный капитал, ограничить рост тарифной нагрузки для финансирования не обеспеченной будущим спросом инфраструктуры и повысить эффективность менеджмента компаний». Строже будут спрашивать и с потребителей, если инфраструктурные компании из-за них потратят больше, чем нужно. «Будет продолжена работа по повышению ответственности потребителей за требования, предъявляемые к объему заказываемой инфраструктуры», — говорится в проекте ОНДП.

Не обошли на этот раз вниманием и правила игры в конкретных отраслях, чего в действующей программе тоже нет. Теплоэнергетике обещан постепенный переход к «альтернативной котельной», электроэнергетике — коррекция модели оптового и розничного рынков и механизм вывода неэффективной генерации, газу — долгосрочные правила установления оптовых цен и тарифов на транспортировку по магистральным трубопроводам,  недискриминационный доступ к подземному хранению, железной дороге — «перезагрузка» тарифной системы с целью стимулировать перевозку продукции с высокой добавленной стоимостью, а не сырья.