world bankНегативные последствия санкций против России для экономики страны могут продлиться значительно дольше, чем самисанкции, предупреждает Всемирный банк (ВБ).
В очередном докладе об экономике РФ, опубликованном в среду, ВБ обобщил и проанализировал международный опыт применения страновых санкций.
В частности, эксперты ВБ описывают ситуацию в экономике ЮАР, которая находилась под санкциями с 1960-х годов (в середине 1980-х они были усилены) до 1994 года.
«Как только страна-адресат оказывалась изолированной от крупных экономических и финансовых рынков, иностранные и даже отечественные инвесторы теряли интерес к инвестициям в эту страну, ухудшая перспективы экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это особенно заметно на примере Южной Африки, которая была отрезана от внешнеторговых операций в период действия санкций. Изоляция от  внешнеэкономической деятельности (торговых и банковских операций), которая играет ключевую роль в экономическом развитии стран, наносила огромный ущерб странам-адресатам даже в том случае, если санкционер тоже нес определенные убытки вследствие упущенных возможностей торговли с объектом санкций», — говорится в докладе.
«Главный вывод из международного опыта состоит в том, что экономические санкции, которые сейчас действуют в отношении России, могут повлечь за собой серьезные последствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — пишут эксперты ВБ. «Проведенный обзор показал, что экономические санкции могут значительно ухудшить состояние экономики страны-адресата. Для возмещения ущерба, нанесенного этими санкциями экономике стран-адресатов, требовался гораздо более длительный период времени, чем срок действия санкций», — предупреждает ВБ.
Пока западные санкции и российские ответные меры оказали серьезное влияние на экономику по трем каналам, констатирует ВБ. Во-первых, это девальвация рубля и скачок инфляции, во-вторых — ограничение доступа к мировым рынкам капитала, в-третьих — снижение потребительской и инвестиционной активности.
При этом ослабление рубля не привело к увеличению ненефтяного экспорта, отмечает ВБ. «Несмотря на некоторый импульс, обусловленный замещающим производством в обрабатывающих отраслях, его потенциал, по всей видимости, невелик с учетом ограниченных резервных мощностей и структурных ограничений», — говорится в докладе.
В краткосрочной перспективе положительный эффект от импортозамещения может все чаще использоваться для продвижения протекционистских мер, опасается ВБ. «Еще до возникновения текущей геополитической напряженности правительство проявляло заинтересованность в поддержке отдельных предприятий и секторов, которые могут выиграть в случае замещения импорта. Примером может служить введение запрета на ввоз продуктов из свинины в начале 2014 года. Существует опасность того, что правительство продолжит применение протекционистских мер. Это может задержать проведение структурных реформ, благодаря которым российская экономика могла бы повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке», — сказано в докладе.