Девальвация рубля повлияла на бизнес европейских компаний в РФ больше, чем санкции
Абсолютно не важно, прав ты или не прав. Важно лишь то, сколько денег ты зарабатываешь, когда прав, и сколько денег ты теряешь, когда ошибаешься.
Девальвация рубля стала более значимым фактором для европейского бизнеса в РФ, чем западные санкции и российский ответ на них. Такие выводы содержатся в исследовании, проведенном Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) и компанией GfK.
Исследование «Стратегии и перспективы европейских компаний в России» проводится АЕБ и GfK в восьмой раз. В 2015 г. исследование проводилось в марте-апреле методом онлайн и личных интервью с топ-менеджерами компаний-членов АЕБ, работающих в России. В исследовании приняли участие представители 108 компаний.
В 2015 г. исследование дополнилось вопросами о введении ЕС и США санкций в отношении России, введении РФ ответных мер, влиянии девальвации рубля и различных международных рейтингов на деятельность компаний. Как говорится в сообщении АЕБ, только 5% компаний, участвовавших в исследовании, отметили, что непосредственно подпали под действие санкций ЕС и США, и 16% — частично. При этом 70% всех опрошенных сообщают об их негативном влиянии. Ответными российскими мерами напрямую были затронуты 2% компаний, частично — 7%. Отрицательный эффект от санкций ощутили 38% всех компаний. При этом 81% опрошенных европейских компаний признали негативное влияние на бизнес девальвации рубля.
На фоне экономического кризиса в России и продолжающегося геополитического кризиса вокруг Украины европейские компании, ведущие бизнес в РФ, ожидают увеличения сроков окупаемости бизнеса и прогнозируют дальнейшее снижение объемов инвестиций. Комплексный индекс АЕБ-GfK, отражающий настроения и ожидания европейских предпринимателей относительно бизнеса в России, снизился по сравнению с 2014 г. на 9 пунктов и составил 106 баллов из 200 возможных. В 2014 г. этот показатель составлял 115, в 2013 г. — 144, в 2012 г. — 159 пунктов.
Чуть более половины — 55% — топ-менеджеров компаний, принявших участие в исследовании, утверждают, что оборот их компаний за прошедший год вырос, но в 2014 г. рост оборота отмечали 69%, а в 2013 г. — 78% участников.
Ухудшение позиций России и российских компаний в международных рейтингах отрицательно повлияло на состояние бизнеса в 47% компаний. А вот улучшение показателей России в рейтинге Doing Business оказалось почти незамеченным европейскими компаниями: 82% сообщили, что улучшенный результат России никак не влияет на их дела.
Среди основных препятствий для развития бизнеса сегодня в России европейские компании по-прежнему называют нормативные ограничения и отсутствие квалифицированного персонала, хотя ситуация и несколько лучше, чем годом ранее. Заметное ухудшение произошло по такому показателю, как надежность цепочек поставок. На ее недостаток в 2015 г. указали 26% опрошенных против 18% в 2014 г.
Судя по оценкам компаниями своих результатов в I квартале 2015 года, ожидания бизнеса были хуже. В 2015 г. 24% опрошенных компаний ответили, что состояние экономики хуже, чем ожидалось, в 2014 г. таких было 52%. Напротив, 22% предпринимателей сообщили, что экономические условия оказались лучше ожидаемого. В 2014 г. так говорили лишь 6% опрошенных.
Сократилось и количество компаний, ожидающих роста оборота своего бизнеса в ближайшие три года. В 2015 г. в рост бизнеса верят 55% компаний против 72% в 2014 г. Европейские предприниматели пересматривают свои оценки по срокам достижения безубыточности и возврата инвестиций в России. Доля тех, кто считает, что сроки выхода на безубыточный уровень составят 1-3 года, снизилась с 56% в 2014 г. до 49% в 2015 г. Доля тех, кто считает, что выход на безубыточность займет до 4-5 лет, выросла до 25% с 15%.
В 2015 г. рекордно высокое количество участников исследования ожидают снижения инвестиционной активности. Что касается ближайших 2-3 лет, то представители 39% опрошенных компаний ожидают снижения иностранных инвестиций в Россию. Доля тех, кто считает, что инвестиции в Россию будут расти, снижается из года в год (2012 г. — 70%, 2013 г. — 59%, 2014 г. — 31%, 2015 г. — 23%).
Несмотря на довольно существенное ухудшение ряда показателей и снижение ожиданий роста экономики России в краткосрочной перспективе (1-2 года), в долгосрочной перспективе (6-10 лет) 73% участников исследования рассчитывают на уверенный рост экономики России. «Создается впечатление, что после шока весны прошлого года и связанных с ним негативных ожиданий европейский бизнес приспосабливается к новым трудным условиям работы в России», — отметил гендиректор GfK в России Александр Демидов, процитированный в сообщении АЕБ.
«Безусловно, 2014 г. стал сложным для европейского бизнеса в России, но компании быстро адаптировались к новым «правилам игры», начали выстраивать стратегии развития бизнеса, в том числе опираясь на локализацию производства», — сказал гендиректор АЕБ Франк Шауфф.